Второй региональный конкурс 2017

II конкурс поисковых и исторических исследовательских работ учащихся «Памяти земляков наших»

Цель конкурса:

способствовать самоидентификации школьников через осознание роли своей семьи и своих земляков в истории страны путем сбора и обработки информации по темам:

1. «Участие наших земляков в войнах XIX начала XXвв.» 

Авторам предлагается исследовать героические страницы истории Отечественной войны 1812 г., Крымской войны, русско-турецкой войны 1877-1878 гг., русско-японской войны, Первой мировой войны.

2. «Сто лет русской революции. Установление советской власти в Пензенской губернии»

Февральская и Октябрьская революции 1917 года в Пензенском крае. Падение монархии, учредительное собрание, какие партии были в Пензе, кто их поддерживал и т.д. Исследователям предлагается собрать информацию и оценить отношение земляков и их вклад в падение монархии и революционных процессов 1917 года.

3. «Цена победы»

В рамках этой темы предполагается, что участники конкурса посвятят свои исследования судьбам обычных людей на войне и в тылу. Исследование может быть основано на проведенных интервью, документах из семейных и государственных архивов, музейных коллекций и т. д. Героические события военных лет достигались мужеством и самоотверженностью и солдат, и тружеников тыла. Еще живы дети военного времени, их воспоминания могут стать основой работы.

4. «История семьи»

Создание родословной и описание участия вклада членов семьи в исторические события на территории нашей страны. Авторам предлагается не ограничиваться созданием родословной, но обратить внимание на судьбы членов семьи — на воспоминания колхозников, рабочих, целинников, строителей БАМа, членов стройотрядов, военнослужащих и т.д. Исходить из того, что званием выдающегося человека может обладать едва ли не любой человек, просто он сам этого не понимает, но жизнь его вполне может такой оказаться. В Пензенском крае много людей, работавших на заводах, в НИИ, институтах, жизнь которых богата на события.

Информация может быть получена в форме записи воспоминаний ныне живущих людей о временах сравнительно недавних — о времени 40-90-х годов. Либо на основе работы в архивах, тогда это и более ранние периоды.

Именно через биографию, через свидетельства близких людей нынешним школьникам легче понять и представить себе прошлое своей страны.

5. «Человек и малая родина»

Авторам работ по этой теме предлагается проследить историю района, улицы, здания, памятника или, например, экспоната краеведческого музея. Предметом исследования может стать значимое событие из прошлого города, поселка или деревни, представленное в рассказах очевидцев, дополненных архивными документами и публикациями. Главное условие – выбранный объект исследования должен быть связан с конкретными человеческими судьбами.

6. «Улицы нашего города/села/поселка»

Авторам предлагается рассказать историю улицы, здания, предприятия, организации, памятника, мемориальной доски, любого объекта на территории вашего населённого пункта. Объекты могут быть как ныне существующие, так и уже исчезнувшие.

7. «Дороги, ведущие в Пензенский край»

Авторам работ предлагается приглядеться внимательно к тем, кто живет рядом, но принадлежит к другой национальности, религии, придерживается других взглядов. Какие события привели этих людей в Пензенский край? Какова степень понимания этих людей? С чем это связано? Попытаться выяснить исторические корни миграции. Кто и при каких обстоятельствах оказывался «чужим» в городе или деревне в ту или иную эпоху? XX век – эпоха миграций, и многие школьники увидят относительность понятия мигрант (переселенец), осознав, что и они сами или их друзья и соседи – потомки таких людей.

8. «Религии Пензенского края»

Пензенский край многоконфессиональный. Эта тема предполагает выбор направления работы по своей религии (принадлежности к конфессии) православие, католицизм, мусульманская, иудейская и другие религии.

1) изучение истории храмов, прихожанами которых были родственники участников конкурса, с возможной иллюстрацией материала старыми фотографиями;

2) рассказ о временах гонений на религии, опирающийся на семейные предания и имеющиеся документы;

 3) жизнеописание священнослужителей, монашествующих и мирян, пострадавших за веру;

4) рассказ о праздновании в семье религиозных праздников. 

Выбранная тема должна предполагать самостоятельную работу учащегося. Работа может быть выполнена как индивидуально, так и коллективно. Приветствуется, если в качестве наставников выступят учителя, родители и даже профессиональные историки. При поиске материалов и в архивах, и у живущих людей, нужно собирать информацию именно о людях, а не об истории учреждения, организации.

Участниками конкурса могут стать учащиеся средних общеобразовательных, специальных и высших учебных заведений.

Обновлено: 30.06.2019 — 15:52

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *